«Освобожде́ние» — киноэпопея из пяти фильмов о Великой Отечественной войне, снятая совместно несколькими странами в 1968—1972 годах, режиссёра Юрия Озерова по сценарию Юрия Бондарева и Оскара Курганова. Съёмки фильма проходили в период с 1967 по 1971 год. Содержание История создания До постановки киноэпопеи «Освобождение» в советском кинематографе примерами монументальных кинопостановок были такие картины сталинских времён, как «Падение Берлина», «Третий удар», «Сталинградская битва». Режиссёром-постановщиком новой монументальной кинокартины был утверждён кинорежиссёр Юрий Озеров. Сценарий был поручен двум известным писателям — Оскару Курганову (он взялся за исторические сцены) и Юрию Бондареву, который должен был написать все «окопные» эпизоды с капитаном Цветаевым, майором Орловым, подполковником Лукиным и остальными героями. Здесь Юрий Бондарев использовал уже готовые свои произведения, и прежде всего повесть «Батальоны просят огня» (откуда и вышел Сашка — герой Сергея Никоненко). В 1985 году повесть «Батальоны просят огня» была отдельно экранизирована на ТВ. После того, как обе части были готовы, все трое приступили к созданию единого сценария. Утверждался он тяжело, а в ходе съёмок претерпевал различные изменения. Курировал работу съёмочной группы непосредственно ЦК КПСС. С самого начала Юрия Озерова предупредили, что о первых двух годах Великой Отечественной войны не может быть и речи: картина должна сразу начинаться с Курской битвы. Сюжет Фильм первый — «Огненная дуга», 1969 год Картина рассказывает о Курской битве июля 1943 года. Съёмки проводились в окрестностях города Переяслав-Хмельницкого под Киевом. Разрешение на проведение съёмок на месте реальных событий так и не было получено, хотя группа и выезжала в Курск. Проблема заключалась в том, что в местах боёв всё ещё оставалось значительное количество неразорвавшихся бомб и снарядов, которые могли сдетонировать от пиротехнических эффектов или прохождения тяжёлой военной техники. Фильм второй — «Прорыв», 1969 год У этого термина существуют и другие значения, см. Прорыв. Идёт освобождение Орла и Белгорода, а также оставление немцами Харькова. Впереди форсирование Днепра. Реальный факт создания ложного плацдарма на правом берегу Днепра с тем, чтобы оттянуть на него крупные силы немцев. Плацдарм был полностью окружён, и большая часть его защитников погибла. Лишь немногим удалось прорвать окружение и выйти к основной переправе советских войск. В этот список авторы включили и своих героев — капитана-артиллериста Цветаева и майора Орлова. В это же самое время Бенито Муссолини был арестован в ходе заговора маршала Пьетро Бадольо. По приказу Адольфа Гитлера дуче освободила специальная группа Отто Скорцени. Немецко-фашистские войска вторглись в Италию. Фильм заканчивается Тегеранской конференцией. Фильм третий — «Направление главного удара», 1969 год Фильм охватывает период от Тегеранской конференции до начала освобождения Польши в июле 1944 года. 15 декабря 1943 года агент немецкой разведки «Цицерон» похищает материалы Тегеранской конференции из британского посольства в Анкаре, в которых говорится о будущем открытии второго фронта в Нормандии. Гитлер не верит в правдивость этих документов и считает, что Черчилль не согласится на такой вариант второго фронта. В фильме также показан момент, как 29 февраля 1944 года наткнувшись на якобы прорывающихся из окружения немцев, получил смертельное ранение командующий войсками 1-го Украинского фронта Николай Ватутин (на самом деле, ранение Ватутина произошло в результате столкновения его штабной группы с отрядом украинских националистов). Красная армия продолжает наступление на правобережной Украине и в Белоруссии. Весной 1944 года Ставка Верховного Главнокомандования изучает возможные направления для главной наступательной операции года, планируемой на лето. Георгий Жуков выезжает в Белоруссию и изучает возможность наступления там. После дискуссий, советские командование разрабатывает план Белорусской наступательной операции «Багратион». В результате крупномасштабных боевых действий в рамках этой операции была разгромлена группа немецких армий «Центр» и освобождена территория Белоруссии, часть Прибалтики и Польши. В фильме воспроизведены отдельные части этой операции, такие, как Бобруйская операция и Минская операция. 6 июня союзники высадились в Нормандии, вследствие чего, среди немецких генералов всё больше растет недовольство Гитлером, и 20 июля они организовали покушение на Гитлера с целью захвата власти и заключения сепаратного мира с западными союзниками. Однако Гитлер остаётся жив, и лояльные Гитлеру войска подавляют мятеж и расстреливают его участников. Красная армия вместе с 1-й Польской армией переходят Южный Буг и начинают освобождение Польши. Военные съёмки велись там же, где и два предыдущих фильма — на специально выделенной территории около Переяслав-Хмельницкого. Фильм четвёртый — «Битва за Берлин», 1971 год Главное сражение на подступах к Берлину — штурм Зееловских высот. Ялтинская конференция. По указанию Гитлера рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер посылает начальника штаба СС обергруппенфюрера Карла Вольфа в Берн на переговоры с Алленом Даллесом. Фильм пятый — «Последний штурм», 1971 год Заключительный фильм киноэпопеи, рассказывающий о последних днях войны. Его просмотрело самое большое количество зрителей, так как он демонстрировался по Центральному телевидению СССР ко Дню Победы 9 мая чаще других фильмов киноэпопеи. В отличие от предыдущих лент, пятый фильм снимался непосредственно в столице ГДР. Сюда прибыл целый съёмочный эшелон. Как раз в это время в Берлине начиналась реконструкция одного из центральных районов. Все старые дома предполагалось снести, чтобы на их месте возвести современные здания, поэтому этот район легко отдали под съёмки. Здесь можно было взрывать и ломать без всяких ограничений. Штурм рейхстага снимался в нескольких местах: в Берлине был найден полуразрушенный собор, фасад и парадная лестница которого напоминали рейхстаг; бои внутри здания снимались в декорациях на «Мосфильме», а перестрелка наверху — в берлинском Доме техники. Особое место в картине занимает эпизод с затоплением берлинского метро. По сценарию, Гитлер приказал открыть шлюзы и пустить воды Шпрее в метро, чтобы не допустить прохода по нему советских войск. Этот эпизод отчасти основан на реальных событиях, но гораздо в большей степени на официальной трактовке тех событий, долгое время навязываемых советской пропагандой, о причастности руководства Третьего рейха и лично Гитлера к этой трагедии. Затопление берлинского метро в соответствии с этой версией, ранее уже было отражено и в других художественных фильмах, как например «Падение Берлина» 1949 года. Только сравнительно недавнокогда? стало известно, что в реальности взрыв, который привёл к разрушению тоннеля и заполнению его водой на 25-километровом участке, где укрывалось большое количество мирных жителей и раненых, осуществила советская 2-я штурмовая инженерно-сапёрная бригада при 8-й гвардейской армии генерала В. И. Чуйкова123. Количество извлечённых тел из затопленных станций метро было позднее также сильно преувеличено, так как вода в метро прибывала медленно и у населения было достаточно времени, чтобы покинуть станции, а большинство обнаруженных погибших, как утверждается, скорее всего погибли и умерли ещё до затопления в силу иных причин, от ран и болезней2. Съёмки «затопления метро» прошли под Москвой. На одном из шлюзов Москвы-реки построили декорацию берлинской подземки, куда привезли вывезенные в 1945 году из Берлина вагоны. «Затопление» происходило в результате открытия шлюза. В этом фильме звучит песня «Последний бой» в исполнении Михаила Ножкина. Исторические персонажи Всего в картине действует 51 реальный исторический персонаж. Подбор актёров на роли этих персонажей оказался непростым делом. Главная проблема заключалась в том, что в большинстве своём герои и прототипы героев фильма были ещё живы. Многие из них занимали высокие посты и весьма интересовались тем, как будут выглядеть на экране. Нужно было не просто добиться портретного сходства, но и получить согласие самого прототипа (или кураторов съёмочного процесса) на изображение на экране этого прототипа тем или иным актёром. Иосиф Виссарионович Сталин На роль Сталина Юрий Озеров пригласил Бухути Закариадзе. Существует мнение, что Сталин как киногерой появился именно в «Освобождении» впервые после XX съезда КПСС, однако это неверно. Сталина изображали в кино после XX съезда и в других фильмах, ещё до выхода «Освобождения»: его роль исполнял Андро Кобаладзе в фильмах «Правда» (1957), «В дни Октября» (1958) и «На одной планете» (1965). В этих картинах Сталин показан как близкий и верный соратник Ленина, один из советских руководителей — его образ был дан в соответствии с официальными трактовками истории и оценками роли Сталина периода второй половины 50-х годов и лишён оттенков «культа личности». Однако все эти картины были малоизвестны — как в своё время, так и сейчас. Георгий Константинович Жуков Ещё в процессе написания сценария Юрий Озеров твёрдо намеревался сделать Георгия Константиновича Жукова главным консультантом картины (что было вполне оправданно). Однако он не учёл обстановки тех лет. Отставной маршал раздражал как военное, так и партийное руководство, и Жукова консультантом не утвердили (им стал предложенный маршалом Сергей Матвеевич Штеменко). Тем не менее, Жуков передал Юрию Озерову только что законченную первую часть своих мемуаров и активно продолжал сотрудничать с ним во время съёмок. Книга Жукова подверглась резкой критике высшего генералитета страны — Андрея Антоновича Гречко, Алексея Алексеевича Епишева и Сергея Матвеевича Штеменко, которые с критикой высказывались по поводу некоторых фактов, описанных Жуковым. Это же касалось и «Освобождения», где их раздражение вызвало «чрезмерное преувеличение» роли Жукова в Великой Отечественной войне. На роль Жукова был приглашён Михаил Ульянов. Этот выбор получил одобрение Жукова, с которым Ульянов, кстати, виделся только один раз, и то мимоходом. Эта роль стала своего рода фирменной для знаменитого актёра; впоследствии он исполнял её не один раз (в том числе, в последующих фильмах Озерова о войне). Андрей Андреевич Власов В эпопее «Освобождение» впервые появился на экране бывший генерал-лейтенант Власов. Огромной удачей для Юрия Озерова было уже то, что ему разрешили эту единственную сцену с Власовым (в лагере Заксенхаузен он беседует с сыном Сталина Яковом Джугашвили, имя и трагедия которого тоже не афишировались в то время). Показ Власова был разрешён с условием, что его имя нигде упоминаться не будет: не только в фильме, но и на съёмках. Данный персонаж получил условное наименование «Генерал». На роль Власова пригласили Юрия Померанцева. Померанцев, участник войны, почти всю жизнь проработал в Алма-Атинском русском драматическом театре. Многие зрители знали его по известной комедии Шакена Айманова «Наш милый доктор». Выбор Юрия Померанцева определился случайностью, как часто бывает в кино. Театр им. Лермонтова находился на гастролях в Москве. Там, на одном из спектаклей, на актёра обратил внимание один из ассистентов режиссёра Юрия Озерова. По мнению самого Померанцева, он не очень похож на Власова. Но он легко мог быть загримирован под него. Съёмку под Москвой эпизода в Заксенхаузене провели в один день. А вечером, когда актёр торопился на спектакль, Юрий Озеров сказал ему: «Вы, Юрий Борисович, не очень расстраивайтесь, если не найдёте себя в картине. Я не уверен, что этот эпизод не вырежут. Мы с огромным трудом получили даже фотографии Власова из архива МВД». К счастью, эпизод вошёл в фильм. А уже через несколько лет, когда Юрий Чулюкин приступил к съёмкам фильма о генерале Карбышеве («Родины солдат»), с Власовым уже никаких проблем не было. Его имя уже стояло в титрах. И здесь его также сыграл Юрий Померанцев, специально вызванный режиссёром из Алма-Аты. Адольф Гитлер Юрий Озеров в поисках исполнителей реальных персонажей сразу начинал с тех, кто уже играл этих персонажей раньше. Незадолго до начала съёмок «Освобождения», в 1967 году, актёр киностудии ДЕФА Фриц Диц сыграл Адольфа Гитлера сразу в двух картинах, в том числе в «Замёрзших молниях», вышедших в советский прокат. Именно Фрицу Дицу было предложено сыграть роль Гитлера. Но актёру казалось, что он станет заложником одной роли, и уж тем более ему не хотелось стать заложником роли Адольфа Гитлера. Антифашисту Фрицу Дицу роль Гитлера, которую он исполнял также и в театре, в котором работал, порядком поднадоела. С большим трудом удалось уговорить актёра на съёмки в этом фильме, и он потом даже продолжил свою гитлериану в «Солдатах свободы». Юрий Озеров планировал его участие и в намечаемом им к постановке фильме «Битва за Москву». Однако в этом фильме роль Гитлера вместо умершего в 1979 году Дица сыграл Ахим Петри. Другие персонажи Долго искали исполнителей остальных исторических личностей. В конце концов, на роль Уинстона Черчилля был утверждён Юрий Дуров — клоун и дрессировщик, народный артист СССР, представитель династии Дуровых. Роль маршала Конева исполнил Василий Шукшин, для роли побривший голову наголо. Популярный румынский актёр Флорин Пьерсик, кумир зрителей и исполнитель ролей гайдуков в костюмных лентах (многие из которых выходили в советском прокате), сыграл Отто Скорцени. Итальянец Иво Гаррани, не похожий внешне на дуче, но уловивший его внутреннюю суть, выступил в роли Бенито Муссолини. В известном телесериале ГДР «Без борьбы нет победы», шедшем по советскому ТВ, роль полковника Клауса Шенка фон Штауффенберга исполнил Альфред Штруве. Его же пригласили и в «Освобождение». В других немецких ролях заняты известные актёры ГДР, такие как Ханньо Хассе, Зигфрид Вайс, Петер Штурм, Герд-Михаэль Хеннеберг и многие другие. В «польских» эпизодах снялись Барбара Брыльска, Даниэль Ольбрыхский, Францишек Печка, Игнаций Маховский, Адам Пежик, Станислав Микульский, Ян Энглерт и другие. Роль президента США Франклина Делано Рузвельта исполнил Станислав Яськевич. В ролях СССР Актёр Роль Николай Олялин капитан-артиллерист Сергей Цветаев Лариса Голубкина медсестра Зоя невеста Цветаева Борис Зайденберг майор Орлов командир батальона Сергей Никоненко Сашка адъютант Михаил Ульянов Георгий Константинович Жуков Владлен Давыдов Константин Константинович Рокоссовский Юрий Легков Иван Степанович Конев (фильмы 1, 2) Василий Шукшин Иван Степанович Конев (фильмы 3, 4, 5) Евгений Буренков Александр Михайлович Василевский Дмитрий Франько Павел Семёнович Рыбалко командующий 3-й гвардейской танковой армией Юрий Каморный лейтенант Васильев танкист Михаил Ножкин лейтенант Ярцев Валерий Носик сержант Дорожкин радист танка Васильева Всеволод Санаев подполковник Лукин Владимир Самойлов полковник Владимир Николаевич Громов Игорь Озеров лейтенант Леонтьев Бухути Закариадзе Иосиф Виссарионович Сталин Иван Переверзев Василий Иванович Чуйков4 Владислав Стржельчик Алексей Иннокентьевич Антонов заместитель начальника Генерального штаба, начальник Генерального штаба РККА Анатолий Ромашин Василий Митрофанович Шатилов генерал-майор, командир 150-й стрелковой дивизии Николай Рыбников Михаил Фёдорович Панов генерал-майор, командир 1-го гвардейского танкового Донского корпуса Владимир Коренев Степан Андреевич Неустроев капитан, командир 1-го стрелкового батальона 756-го стрелкового полка 150-й стрелковой дивизии Эдуард Изотов Алексей Прокофьевич Берест лейтенант, заместителя командира по политической части 1-го стрелкового батальона 756-го стрелкового полка 150-й стрелковой дивизии Сергей Харченко Николай Фёдорович Ватутин командующий войсками Воронежского, а впоследствии 1-го Украинского фронта Николай Рушковский Кирилл Семёнович Москаленко командующий 38-й армией Константин Забелин Михаил Ефимович Катуков (озвучивание — Константин Тыртов) командующий 1-й гвардейской танковой армией Владимир Заманский Павел Иванович Батов командующий 65-й армией Клён П